П  О  Л  О  Ж  Е  Н  И  Е
о проведении IV-ых  ежегодных открытых областных  соревнований
по технике спортивного туризма, посвященных
«Всемирному дню туризма»
среди коллективов предприятий и организаций Амурской области.

1. Цели и задачи
1. развития массового, спортивного  туризма, популяризации активного отдыха, пропаганды здорового образа жизни, обмена туристским опытом; 
2. повышение туристского мастерства и квалификации для обеспечения безопасности в туристских походах;
3. выявление лучших туристских групп среди организаций, предприятий и команд области.

2. Время и место проведения
Соревнования о технике пешеходного туризма (далее соревнования), посвященные «Всемирному дню туризма» проводится на турбазе «Василек» (район Мухинка) с 25 по 27 сентября 2009 г.

3. Руководство подготовкой и проведением слета
Общее руководство слетом и непосредственное проведение осуществляет ООО «Туристический центр «Горизонт-Экстрим».
Ответственность за соблюдение мер безопасности участниками слета возлагается на руководителей команд и частников.

4. Участники слета
В слёте могут принимать участие команды коллективов предприятий и организаций Амурской области,  а также сборные команды. Состав команды 7 человек (1 представитель, 6 участников (в том числе не менее 2 женщин). Возраст участников не моложе 17 лет. Для мужчин старше 45 лет  справка от кардиолога. Команды возраст участников  которых моложе 17 лет  могут принять участие в соревнованиях,  по зачету  среди юниоров. 
Команда, участники которой принадлежат к разным возрастным группам, к соревнованиям допускается вне зачета.

5. Количество и класс дистанций
Команды соревнуются в трех видах:
1. Контрольный туристский маршрут - КТМ - командные соревнования.
2.Спортивное ориентирование - командные соревнования.
3. Туристская полоса препятствий - командные соревнования.

6. Программа и условия соревнований
Соревнования проводятся в соответствии с «Временными правилами соревнований по туристскому многоборью 2002-2005»; «Руководством для судей и участников соревнований по технике пешеходного лыжного туризма» (редакция 12.02.2000); настоящего Положения;  Условий соревнований и таблицы штрафов, утвержденных ГСК.
26 сентября
- Заезд и размещение команд до 19:00.
- Работа мандатной комиссии 17.00–19.00.
- Судейская 19:30.
- Соревнования по спортивному ориентированию (ночной старт) 22:00.
27 сентября
- Открытие соревнований 9:00.
- Старт КТМ 10:00. 
- Судейская  19:00
28 сентября
- Соревнование на туристской полосе препятствий 10:00
- Судейская, подведение итогов 13:00
- Закрытие соревнований, награждение победителей 14:30
- Отъезд команд 16:00
ГСК  имеет право изменить время в программе соревнований в зависимости от реальных условий.

7. Размещение участников
  Судейская бригада  и команды размещается на территории туристской  базы «Василек» (заказывать места в корпусах туристической базы команды должны самостоятельно), также команды могут размещаться в полевых условиях в окрестностях базы.

8. Определение результатов
  Победитель,  в общем зачете, определяется по наименьшей сумме мест-очков за 3 вида  программы. При равенстве суммы мест-очков преимущество имеет команда с лучшим результатом в КТМ. Победители в каждом виде программы определяются в соответствии с Правилами и Условиями соревнований.

9. Награждение победителей
Команды, занявшие призовые места в каждом виде программы соревнований награждаются дипломами.. Команда, занявшая первое место в общем зачете, награждается Кубком и ценным призом. Команды занявшие 2, 3 места награждаются дипломами и ценными призами.

10. Финансирование
Финансирование осуществляется за счет стартовых взнос, взимаемых с команд в размере 2000 рублей. А также за счет организаций спонсоров и рекламы.
Расходы по участию команд (проезд, питание, провоз багажа,  прокат снаряжения)  несут командирующие организации.

11. Обеспечение безопасности
Ответственность за безопасность применяемого личного и группового снаряжения несут представители команд или сами участники.
Страховочное снаряжение: веревки, карабины, обвязки, репшнуры, опорные петли, полиспасты, и т.д., предоставляются в судейскую коллегию для допуска,  до начала соревнований. Команды не прошедшие допуск к соревнованиям не допускаются.
Ответственность за соответствие подготовки участников требованиям, предъявляемым к трассам соревнований, несут представители команд.

12. Сроки и порядок подачи заявок
Предварительные заявки на участие в соревнованиях направляются в срок до 15 сентября 2009 года в ООО «Туристический цент «Горизонт -Экстрим».  По адресу г.Благовещенск Амурская 133. тел 8(4162) 449777
По прибытии к месту проведения соревнований в мандатную комиссию предоставляются следующие документы:
1. Именную заявку команды с визой врача и печатью медицинского учреждения напротив каждой фамилии участника, заверенную руководителем командирующей организации, или мед справки на каждого участника.

Данное положение является официальным вызовом на соревнования

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

1. Контрольный туристский маршрут – КТМ

В соревнованиях принимает участие команда в составе 6 человек (не менее 2 женщин), которая проходит за один день маршрут (3-5 км). На всех этапах вводится контрольное время (КВ).
Команде выдается зачетная маршрутная книжка (ЗМК), в которой указывается последовательность прохождения этапов, КВ работы на этапах, ОКВ дистанции.
Перед стартом проводится предстартовая проверка готовности команды к КТМ, на  которой проверяются: обязательное  личное и групповое снаряжение по списку (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), а также проводится медицинское обследование на допуск участников к КТМ. В случае если врач не даст положительного заключения, команда вправе заменить участника запасным, в противном случае,  она не допускается на дистанцию. За своё время.
При отсутствии любого предмета (по списку) команда исправляет ошибку за своё время, или не допускается  к соревнованиям.
Контрольное время на этапах сообщается участникам до начала КТМ и  может быть увеличено судьей на этапе исходя из объективных факторов после прохождения этапа первой командой (п.12.4 Временные правила соревнований по туристическому многоборью 2002-2005 г.г.). При этом увеличенное контрольное время действует и на первую команду.
Если команда не уложилась в КВ этапа, то за каждого участника, не прошедшего этап (не выполнившего задание), начисляется штраф плюс штраф за оставленное групповое снаряжение.
Команда, не прошедшая один или несколько этапов, занимает место после команд, прошедших все этапы маршрута.
Финиш команды на дистанции КТМ по последнему участнику. Результат команды определяется наименьшей суммой штрафных баллов, а в случае равенства, временем, затраченным на прохождение этапов. Этап считается не пройденным, если команда на него не явилась, не работала или снята из-за технической неподготовленности.

Возможные этапы КТМ:
- предстартовая проверка готовности команды;
- ориентирование на маркированной трассе;
- ориентирование в заданном направлении;
- переправа по установленному командой бревну через овраг, с наведением и снятием перил;
-подъём с самостраховкой по наведенным командой перилам,  прохождение первого участника с нижней страховкой, для самостраховки на перилах можно использовать схватывающий узел либо механические зажимы допущенные ГСК.
- спуск дюльфером  с верхней  командной страховкой  по перилам, наведенным командой (разрешается использование спусковых устройств допущенных  ГСК )
- навесная переправа через реку, с самостоятельным  наведением и снятием, первый  участник проходит с  альпенштоком и со страховкой с берега;
- траверс крутого склона  по наведенным командой перилам на самостраховке с перестежкой, первый участник проходит  с командной страховкой;
- параллельные перилла с перестежкой;
- узлы (Приложение 3).
Порядок прохождения и контрольное время будет указан на судейской.

2. Спортивное ориентирование (ночное)

Старт соревнований по спортивному ориентированию  25.09.2009 в 22:00 на территории лагеря «Василек». Вся информация, касающаяся дистанции будет сообщена на судейской и вывешена на стендах.
В команду могут входить только прописанные в заявке участники. Минимальное количество участников в команде: 3 мужчин и 2 женщины. Максимальное количество участников от команды не должно превышать числа заявленных участников. Состав команды по спортивному ориентированию подается вмести с предварительной заявкой в свободной форме, должно быть указано: ФИО (полностью), команда, группа. Группы:  М, Ж.
Если участник не отметил или неправильно отметил КП, он снимается с соревнований.   
  Результат команды определяется по сумме времени лучших 2м +1ж  участников  групп.

3. Туристская полоса препятствий

Состав команды 5 человек (не менее 2 женщин). Дистанция длиной 300-400 м. Количество и расположение этапов определяется судейской коллегией по условиям местности. Победители определяется по наименьшему результату время прохождения дистанции плюс штрафное время. При равенстве результатов преимущество имеет команда с меньшим количеством штрафных очков. За один штрафной балл к чистому времени прибавляется 15 секунд.

Возможные этапы на туристской полосе препятствий:
- сборка-разборка палатки (палатка 2-х скатная брезентовая судейская);
- гать (жерди на опорах)
- переноска пострадавшего на носилках, изготовленных командой, жерди судейские;
- переправа по параллельным верёвкам с само страховкой;
- навесная переправа;
- подъём по веревочной лестнице с верхней  страховкой;
- спуск дюльфером с верхней страховкой.
( на всех этапах оборудование судейское, носилки готовятся из курток участников)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Именная  заявка

От команды____________________________________________________________________
На участие в областных соревнованиях по туристско-спортивному многоборью (пешеходный туризм), посвященных «Всемирному дню туризма» среди коллективов предприятий и организаций Амурской области.
                                               
№ П\П      Фамилия, имя, отчество   Год рождения   Виза врача и печать мед .учреждения

Всего допущено к соревнованиям __________________________________ человек.

Врач____________________(______________________________) Печать мед. Учреждения.

Представитель команды___________________(____________________)

М.П.           Руководитель командирующей организации ____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Список снаряжения на КТМ
Групповое снаряжение:
1. Верёвка основная, (прочность на разрыв не менее 1600 кг.)  длина не менее 40 м, диаметр 10-12 мм – 1 шт.
2. Верёвка вспомогательная не менее 50 м (прочность на разрыв не менее  800 кг.), диаметром не  менее 8 мм – 1 шт.
3. Медицинская аптечка (согласно приложению 4)
4. Ремнабор (согласно приложению 5)
5. Рюкзаки не менее 4 шт.
6. Топор в чехле.
7. Палатка.
Личное снаряжение*:
1. Компас – 2 шт.
2. Карабины с винтовыми муфтами (карабины с баенетовой защелкой не допускаются) не менее 12 шт. ( заводского производства), расчитаные на нагрузку не менее 2000 кг.
3. Часы  -2шт.
4. Спички во влагонепроницаемой  упаковке (каждому участнику).
5. Карандаш, ручка.
6. Нож в чехле.
7. Ёмкости  с питьевой воды общим объёмом не менее 3 л.
8. Специальное снаряжение для технических этапов, на каждого (страховочная система (грудная обвязка, беседка с блокированые),  прусик -2 шт., карабины с муфтами -2 шт., рукавицы брезентовые)
9. Форма одежды на старте, на каждого: хлопчатобумажный костюм с капюшоном, (колени и локти закрыты), головной убор от солнца, накидка от дождя.
*помимо указанных, к личному снаряжению относятся все предметы, которыми располагает участник на дистанции,

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список узлов:

1. Проводник.
2. Проводник восьмёрка.
3. Встречный.
4. Бершафт.
5. Стремя.
6. Булинь.
7. Схватывающий.
8. Штык.
9. Академический.
10. Брамшкотовый.
11. Грейпвайн
12. Прямой
13. Проводник одним концом
14. Схватывающий одним концом

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Состав медицинской аптечки на КТМ

1. Бинты стерильные- 7 шт;
2. Бактерицидный и мозольный пластырь- 10шт;
3. Бриллиантовая зелень- 1фл
4.Анальгин-2 упк.;
5. Бесалол-20 табл
6. Валерияновы капли-1 фл.
7.Стрептоцид     
8. Альбуцид- 1фл;
9. Спирт медицинский- 100 мг 
10. Вата стерильная.
11. Аспирин- 1уп;
12. Жгут резиновый- 1шт;
13. Зубные капли- 1фл;
14. Ножницы- 1шт;
15. Мазь Вишневского
16. Но-шпа- 1уп;
17. Перекись водорода- 100 мл .;
18. Валидол 1уп;
19. Спирт нашатырный-25 г.;
20. Таблетки от кашля- 2уп.
21. Пипетка,
22. Пинцет
23. Уголь активированный
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Состав ремнабора на КТМ:

1 Плоскогубцы 1 шт.
2 Шило-1 шт,
3 Иглы швейные -5шт,
4.Набор ниток простых и капроновых,
5.Наждачная бумага.
6.Изолента (катушка)-1 рул,
7 Скотч- 1рул,
8 Универсальный клей 1 упаковка;
9 Булавки - 10шт.,
10 Набор заплаток (брезентовых, капроновых),
11.Проволока д 2мм -1м..
12.Ножницы 1 шт
13.Пуговицы в асортименте
14. Шнурки  1 пара
15 Стропа, киперная лента, тесьма.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ТАБЛИЦА ШТРАФОВ
1 балл

№ Наименование штрафа
1 заступ в опасную зону (заступ в опасную зону одной ногой участником, не имеющим страховки, самостраховки)
2 не замуфтован карабин
3 потеря личного снаряжения
5 неправильный ответ (за каждый):
5.1 незнание границ полигона и действий в аварийной ситуации
5.2 ошибка в определении азимута: -ошибка в первые +/- 5 град не судится ;
                                                        -каждые последующие +/-5град = 1 балл
                                                        максимальный штраф 3балла
5.3 ошибка в определении расстояния: +/- 5% от расстояния – не судится;
                                                        каждые последующие +/- 5% от расстояния – 1 балл;
                                                        максимальный штраф 3балла
5.4 ошибка в определении месторасположения КП на этапе ориентирование по маркированной дистанции: – ошибка в 2 мм не судится;
                                                – каждый следующий 1 мм = 1 балл
                                                – максимальный штраф = 10 баллов
7 одиночное касание участником, пострадавшим, снаряжением  воды (земли) не более 3-х раз
8 неправильное применение шеста:
8.1 неправильное положение шеста относительно течения, склона, или корпуса
8.2 неправильный хват шеста (одной рукой, расстояние между руками меньше ширины плеч)
9 срыв с кочки (жерди) одной ногой: одна нога в «болоте», другая на кочке (жерди).

3 балла
12 небрежная транспортировка пострадавшего: получение пострадавшим ударов о землю, деревья и другие предметы
13 оказание помощи пострадавшим: пострадавший совершает какие-либо действия, облегчающие работу команды
14 неправильная страховка, самостраховка:
14.1 угол страховки больше 900
14.2 руки страхующего  касаются точки страховки
14.3 большая длина самостраховки (превышает длину руки страхуемого)
14.4 провис страховочной веревки ниже ступней страхуемого
14.5 страховка без рукавиц
14.6 страховка одной рукой
14.7 конец страховочной (сопровождающей) веревки не закреплен
14.9 страхующий с рюкзаком
14.10 при переправе через реку свободные концы сопровождающей и страхующей веревки закреплены, на концах не завязаны узлы проводника
14.11 у первого участника надет рюкзак
14.13 неправильное положение страховочных веревок
14.16 пропуск пункта промежуточной страховки на подъеме, траверсе склона
15 движение пострадавшего (участника) по поверхности земли (воды) или более 3-x одиночных касаний пострадавшим, участником,  снаряжением поверхности земли (воды)
16 неправильное выполнение приема:
16.1 спуск/подъем по перилам без рукавиц, захват веревки выше узла при подъеме по перилам, нахождение схватывающего узла  или зажимного  устройства ниже корпуса участника
16.2 двое на этапе (перегруз перил). На этапе «Траверс склона с альпенштоком» нахождение одного участника над другим
16.3 отсутствие спускового устройства при спуске дюльфером
16.4 пострадавший привязан к носилкам менее, чем в двух местах, транспортировка пострадавшего ногами вперед, а на спуске - головой вперед
16.5 траверс склона осуществляется выше перил
16.7 неправильная транспортировка груза (навесная, бревно с помощью челнока)
16.8 неправильный порядок пристежки, отстежки
16.10 движение выше перил при переправе вброд
16.13 движение пострадавшего головой вперед на навесной переправе
16.25 участник произвел подключение к перилам не у точки закрепления перил на дюльфере (расстояние более длины самостраховки)
16.26 участник выпустил перильную веревку из регулирующей руки на дюльфере, на спуске спортивным способом
16.27 осуществление вытягивания участника страховочной веревкой
16.28 веревка проходит не за спиной на спуске спортивным способом
16.29 неправильная организация полиспаста или тормозного устройства: использование для организации полиспаста веревки диаметром менее 10 мм.
16.32 и др. нарушения в выполнении тех. приемов согласно «Условий…»
16.33 работа с веревкой без рукавиц
17 неправильно завязан узел: отсутствие контрольных узлов, перехлест в узле, узел не завязан или неправильно завязан, неравная длинна ветвей прусика
19 срыв с кочки (жерди) двумя ногами:
19.1 обе ноги участника в «болоте»
19.2 одна нога участника в «болоте», а другая - в воздухе (не отпирается на кочку (жердь))
20 падение в зоне этапа
21 использование опоры за ограничением:
21.2 использование деревьев и других предметов за ограничением в качестве точки опоры

6 баллов
22 прекращение или отсутствие страховки, самостраховки:
22.1 выпуск веревки из обеих рук страхующим
22.2 начало движения без страховки (самостраховки)
22.3 потеря страховки (самостраховки) при условии ее немедленного восстановления
23 команда использует снаряжение, запрещенное условиями, использование одинарной петли прусика для натяжения перил или подъема (спуска пострадавшего)

10 баллов
24 потеря  группового (общественного снаряжения, согласно списка).
27 не прохождение этапа участником в КВ
28 неспортивное поведение на дистанции (курение, распитие спиртных напитков, бранная речь, оскорбление или  пререкание с судьёй)
40 отсутствует отметка о взятии КП

Снятие с этапа
29 невыполнение требований судьи по обеспечению безопасности, потеря каски
30 невыполнение условий этапа.
31 действия, участника или команды, повлекшие за собой задержку на дистанции   участника другой  команды .
32 техническая неподготовленность участника (команды): участник (команда) не может преодолеть этап по причине отсутствия знаний технических приемов для прохождении данного этапа.

Примечания; для соревнований «Туристская полоса препятствий» 1 бал =15 секунд,